• Вход/регистрация
  • Международные
  • Республиканские
  • Конкурсы
  • Методист
  • Акции
  • Главная
  • О нашем сайте
    • Полная информация
    • Список лицензий
    • Лицензии
  • Русский язык
    • Разработки уроков
    • Презентации
    • Сор Соч К/р
    • Тесты
    • Экзамены
    • Школьные олимпиады
    • Планирование
    • Методпособия
    • Внеклассная работа
    • Занимательное
    • Личное творчество
    • Прочее
  • Литература
    • Разработки уроков
    • Презентации
    • Сор Соч К/р
    • Тесты
    • Экзамены
    • Школьные олимпиады
    • Планирование
    • Методпособия
    • Внеклассная работа
    • Занимательное
    • Личное творчество
    • Прочее
  • Қазақ тілі
    • Сабақтарға арналған
    • Сабақтан тыс
  • ИА "Методист"
    • Материалы ИА
  • Нормативные
    • Документы
    • Методические пособия
  • Разное
    • Познавательное

Фонотека

АудиокнигиАудиодиктанты, изложения

Видеотека

Фильмы, мультфильмы Видеоуроки

Сайты для филологов

Персональные сайты Сайты-онлайнКонкурсы и олимпиады

Блог администратора

Мои любимые...
ПоэзияПроза
Живопись
Музыка Кинофотоискусство
История Это интересно
 
 
Документы
о регистрации
Фотография 1
Документы
о регистрации
Фотография 1
Свидетельства
об авторском праве
Фотография 1
Регистрационные
номера ISSN
Фотография 1
Регистрационные
номера ISBN
Фотография 1
ДОКУМЕНТЫ САЙТА
Фотография 1
    
В помощь учителю
Фотография 1
   
Для писем
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Отправить файл:

 
 

Приглашаем подписаться на извещения об обновлениях на сайте. Вы узнаете о новых публикациях, интересных материалах, видеоновинках, новостях сайта.

 
АКЦИИ
Казахстанско - Российское сообщество учителей
на постоянной основе
проводит Акции.

 
ОЛИМПИАДЫ
Международные
Фотография 1
Республиканские
Фотография 1
Конкурсы
Фотография 1
   
ППИ "Методист"
Фотография 1
   
Зима!
 
Фотография 1

Снеговик письмо шлет другу:
«Я тебе желаю вьюгу…
Чтоб метель весь год мела…
Льда, сугробов, снежных горок,
И морозов «минус сорок»…
И душевного тепла!»
 
  
Камилла Лэкберг
"Ледяная принцесса"

 
Фотография 1
 
Серченя Марина
Конкурс выразительного чтения

 
 
 
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ
 
 
  

Последние материалы
блог администратора

Основные правила этикета, не знать о которых стыдно!
/_bl/6/28713144.jpg
Это интересно/31.08.2021

Картина «Не ждали»: новое лицо оппозиции
/_bl/6/97338111.jpg
Живопись/09.08.2021

учебные публикации
Сборник заданий формативного оценивания по предмету « Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения)
/_ld/24/28739416.jpg
Планирование/30.08.2020

Особенности планирования уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения
/_ld/23/43634555.jpg
Методические пособия/17.04.2020

нормативные
Инструктивно-методическое письмо. 2020-2021 учебный год
/_ld/24/35639909.jpg
Методические пособия/29.08.2020

Об утверждении проекта «Құндылықтарға негізделген білім беру» на 2020-2025 годы
/_ld/24/60336792.jpg
Документы/26.08.2020

разное познавательное
ООО СП «Содружество»
/_ld/24/67227662.png
Полезное и познавательное/10.12.2021

Проведение экспертного семинара
/_ld/24/57311069.png
Полезное и познавательное/16.11.2021

фонотека
Творческий портрет. Алиса Фрейндлих
/_pu/9/34060073.jpg
Аудиокниги/02.10.2018

видеотека
Классный час на тему «Международный день распространения грамотности»
/_pu/11/53458442.jpg
Видеоуроки/26.08.2019

каталог сайтов
«Академия Педагогических Наук Казахстана» (АПН Казахстана)
/_dr/1/88968520.jpg
Персональные сайты/10.10.2018

Главная » 2016 » Июль » 11 » Что умел 14-летний мальчик на Руси 100 лет назад
12:48
Что умел 14-летний мальчик на Руси 100 лет назад

Что умел 14-летний мальчик на Руси 100 лет назад

Что умел 14-летний мальчик на Руси 100 лет назад
Константин Маковский «Крестьянский мальчик» (1880)

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков.

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет. 

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону. 

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье. 

Наша справка. Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?
 
Что умел 14-летний мальчик на Руси 100 лет назад
Иван Пелевин «Дети в санях» (1870)

«Отец сына не на худо учит» 

Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами. 

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха. 

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери. Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.
 
Что умел 14-летний мальчик на Руси 100 лет назад
Василий Максимов «Мальчик-механик» (1871)

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми. 

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком. 

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали. 

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец. 

Работа на земле. В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду». 

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.
 
Что умел 14-летний мальчик на Руси 100 лет назад
Владимир Маковский «Пастушки» (1903)

Уход за скотиной. Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших. 

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит». 

Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство. 

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.
 
Что умел 14-летний мальчик на Руси 100 лет назад
Алексей Корзухин «Птичьи враги» (1887)

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры. 

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.
Категория: Это интересно | Просмотров: 1722 | Добавил: Admin | Теги: Поучительное


  • Математический метод
  • 20 вещей, которые стоит помнить в трудную минуту
  • 10 невероятных открытий, которые не в силах объяснить историки
  • 7 мудрых сказок-притч
  • Отпуск… Шесть букв, а какое наслаждение!
  • 35 прекрасных еврейских пословиц на все случаи жизни!
  • Фразы, которые нужно срочно удалить из ваших email
  • Короткие мудрые притчи, которые напомнят о самом важном
  • 35 мудрейших японских пословиц на все случаи жизни!
  • 10 цитат Евгения Леонова, которые сделают вас добрее
  • Глубокомысленные и забавные афоризмы Антона Павловича Чехова
  • Лесная нечисть или боитесь ли вы лешего?
  • 10 недостойных вещей, унижающих человека
  • Память...
  • 13 удивительных оптических иллюзий, созданных самой матерью-природой
Всего комментариев: 0
Добавить комментарий
Имя *:
Email:
Все смайлы
Подписка:1
Код *:
 Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников Александр Бер 2 на сервере Стихи.ру Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников  Каталог лучших сайтов конструктора uCoz Образовательный портал Классные-часы.Ру Проверка тИЦ и PR 
*Любые материалы по любому направлению в любом формате, присылаемые пользователями для размещения на сайте, не должны противоречить общепринятым научным фактам, этическим нормам, законодательству Республики Казахстан и Российской Федерации и нарушать авторские права. В случае обнаружения нарушений  файлы будут немедленно удалены с сайта. Администрация публикует материалы в том виде, в каком получает их от участников, поэтому надеемся на честность и порядочность наших пользователей.
  • Филолог
  • Filolog.org