• Вход/регистрация
  • Международные
  • Республиканские
  • Конкурсы
  • Методист
  • Акции
  • Главная
  • О нашем сайте
    • Полная информация
    • Список лицензий
    • Лицензии
  • Русский язык
    • Разработки уроков
    • Презентации
    • Сор Соч К/р
    • Тесты
    • Экзамены
    • Школьные олимпиады
    • Планирование
    • Методпособия
    • Внеклассная работа
    • Занимательное
    • Личное творчество
    • Прочее
  • Литература
    • Разработки уроков
    • Презентации
    • Сор Соч К/р
    • Тесты
    • Экзамены
    • Школьные олимпиады
    • Планирование
    • Методпособия
    • Внеклассная работа
    • Занимательное
    • Личное творчество
    • Прочее
  • Қазақ тілі
    • Сабақтарға арналған
    • Сабақтан тыс
  • ИА "Методист"
    • Материалы ИА
  • Нормативные
    • Документы
    • Методические пособия
  • Разное
    • Познавательное

Фонотека

АудиокнигиАудиодиктанты, изложения

Видеотека

Фильмы, мультфильмы Видеоуроки

Сайты для филологов

Персональные сайты Сайты-онлайнКонкурсы и олимпиады

Блог администратора

Мои любимые...
ПоэзияПроза
Живопись
Музыка Кинофотоискусство
История Это интересно
 
 
Документы
о регистрации
Фотография 1
Документы
о регистрации
Фотография 1
Свидетельства
об авторском праве
Фотография 1
Регистрационные
номера ISSN
Фотография 1
Регистрационные
номера ISBN
Фотография 1
ДОКУМЕНТЫ САЙТА
Фотография 1
    
В помощь учителю
Фотография 1
   
Для писем
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Отправить файл:

 
 

Приглашаем подписаться на извещения об обновлениях на сайте. Вы узнаете о новых публикациях, интересных материалах, видеоновинках, новостях сайта.

 
АКЦИИ
Казахстанско - Российское сообщество учителей
на постоянной основе
проводит Акции.

 
ОЛИМПИАДЫ
Международные
Фотография 1
Республиканские
Фотография 1
Конкурсы
Фотография 1
   
ППИ "Методист"
Фотография 1
   
Зима!
 
Фотография 1

Снеговик письмо шлет другу:
«Я тебе желаю вьюгу…
Чтоб метель весь год мела…
Льда, сугробов, снежных горок,
И морозов «минус сорок»…
И душевного тепла!»
 
  
Камилла Лэкберг
"Ледяная принцесса"

 
Фотография 1
 
Серченя Марина
Конкурс выразительного чтения

 
 
 
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ
 
 
  

Последние материалы
блог администратора

Основные правила этикета, не знать о которых стыдно!
/_bl/6/28713144.jpg
Это интересно/31.08.2021

Картина «Не ждали»: новое лицо оппозиции
/_bl/6/97338111.jpg
Живопись/09.08.2021

учебные публикации
Сборник заданий формативного оценивания по предмету « Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения)
/_ld/24/28739416.jpg
Планирование/30.08.2020

Особенности планирования уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения
/_ld/23/43634555.jpg
Методические пособия/17.04.2020

нормативные
Инструктивно-методическое письмо. 2020-2021 учебный год
/_ld/24/35639909.jpg
Методические пособия/29.08.2020

Об утверждении проекта «Құндылықтарға негізделген білім беру» на 2020-2025 годы
/_ld/24/60336792.jpg
Документы/26.08.2020

разное познавательное
ООО СП «Содружество»
/_ld/24/67227662.png
Полезное и познавательное/10.12.2021

Проведение экспертного семинара
/_ld/24/57311069.png
Полезное и познавательное/16.11.2021

фонотека
Творческий портрет. Алиса Фрейндлих
/_pu/9/34060073.jpg
Аудиокниги/02.10.2018

видеотека
Классный час на тему «Международный день распространения грамотности»
/_pu/11/53458442.jpg
Видеоуроки/26.08.2019

каталог сайтов
«Академия Педагогических Наук Казахстана» (АПН Казахстана)
/_dr/1/88968520.jpg
Персональные сайты/10.10.2018

Главная » 2019 » Апрель » 23 » Ликбез: батальная живопись
21:04
Ликбез: батальная живопись
Картины с изображением битв прошлого украшают стены дворцов, музеев и страницы книг по истории. Все они — примеры батального жанра живописи. Какова его история и как он прошёл путь от античных мозаик до полотен академических художников XIX века — в нашем материале.
 
Мозаика из Помпей

Хотя историки искусства предполагают, что истоки батальной живописи можно искать ещё в культуре доисторических людей, украшавших стены пещер сценами охоты, первые изображения сражающихся воинов появились гораздо позже. Собственно, первым из известных живописных произведений батальной тематики считается знаменитая мозаика из Помпей. На ней изображено сражение армии Александра Македонского с войсками персидского царя Дария III при Иссе.

 
На мозаике — решающий момент битвы: Александр ведёт в атаку кавалерию гетайров, а персидский владыка, видя поражение своих воинов, в панике бежит с поля боя.

Безусловно, наличие столь совершенной мозаики говорит нам, что батальный жанр существовал в античном искусстве. Однако иных столь же масштабных изображений тех времён до нас не дошло. Хотя сохранились другие работы, на которых запечатлены бои гладиаторов или бытовые сцены из военной жизни.

Ковёр из Байё

С началом Средневековья искусство пришло в упадок. Римские дворцы были разрушены, величественные памятники приходили в запустение. Но войны и подвиги аристократии требовали увековечивания. Так изображения битв появились на книжных миниатюрах, сопровождавших иллюстрированные хроники, которые повествовали о различных сражениях. А в «крупном формате» батальный жанр дебютировал на одном из самых известных памятников Средневековья — ковре из Байё.

 
Ковёр из Байё (фрагмент)
Полотно покрыто вышивкой со сценами завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Несмотря на гигантский размер, — более 68 метров в длину — это не что иное как увеличенная до размера картины книжная миниатюра, сохранившая все её художественные особенности: орнаментальность, упрощённый стиль рисунка и общую нереалистичность изображённого при большом внимании к мельчайшим деталям.

 
Ковёр из Байё (фрагмент)
На ковре из Байё во всех подробностях демонстрируется вооружение средневековых воинов, но вот реконструировать с его помощью ход битвы при Гастингсе не выйдет.

Первая батальная картина

В позднее Средневековье европейское искусство переживало большой подъём. Приближалась эпоха Ренессанса. По дошедшим до нас сведениям, замки аристократии часто украшались гобеленами с изображениями сцен охоты. А от таких картин до батальной живописи — один шаг.

Этот шаг сделал итальянский художник Паоло Учелло в 1456 году, когда начал работу над тремя картинами, посвящёнными битве при Сан-Романо.

 
Паоло Учелло, «Атака Никколо да Толентино»
Под кистью живописца эпизод из длительного конфликта итальянских городов Флоренции и Сиены превратился в этапный памятник батальной живописи, на котором присутствуют все характерные особенности этого жанра. Изображено поле близ городка Сан-Романо, на котором встретились войска, показаны сражающиеся армии и продемонстрирован ключевой момент битвы — решающая атака флорентийских рыцарей и поражение командующего сиенцами Бернардино делла Карда.

 
Паоло Учелло, «Поражение Бернардино делла Карда»
Именно по этому канону батальные полотна выполняются вплоть до наших дней.

Большой масштаб

Но настоящий расцвет баталистики пришёлся на эпоху раннего Нового времени и абсолютизма. Войны XVI–XVIII столетий отличались особой военной красотой. На поле боя выходили ровные ряды солдат, одетых в красочные мундиры. Над головами воинов развевались многоцветные знамёна, а боевые действия сопровождались музыкой. 

Сражения приобрели удивительно упорядоченный характер, похожий на игру в шахматы, где полководцы вместо фигур двигали по полю отряды солдат. Битвы часто походили на хорошо отрепетированный спектакль и, бывало, собирали множество зрителей.

 
Тинторетто, «Осада Зары»
Первые примеры нового стиля батальной живописи: работы Тинторетто «Осада Зары», на которой изображён первый бой Четвёртого крестового похода, принёсшего венецианцам неисчислимые богатства, и Андреа Вичентино «Битва при Лепанто», изображающая важнейшее морское сражение XVI столетия, остановившее османскую экспансию на Средиземном море.

 
Андреа Вичентино, «Битва при Лепанто» (фрагмент)
Обе картины созданы на рубеже XVI–XVII веков — эти огромные полотна с изображением множества сражающихся воинов создают ощущение грандиозного события, разворачивающегося перед зрителем.

По всем правилам военной науки

В XVII веке оставалось придать батальному жанру больше реализма. В этом одним из первых оказался испанец Веласкес с полотном «Сдача Бреды», заслуженно считающимся одним из главнейших шедевров баталистики. Картину отличает большой масштаб происходящего. 

На заднем плане мы наблюдаем подробную сцену осады голландского города Бреда, укреплённого по новейшей бастионной системе. На переднем же плане находятся крупные фигуры — Амброзио Спинола, принимающий ключи от города у склонившегося в поклоне Юстина Нассауского.

 
Веласкес, «Сдача Бреды»
Стройные ряды испанских копейщиков не только создают основную линию зрительного ряда, но и подчёркивают мощь и непоколебимость испанской пехоты, добывшей для короля Филиппа IV эту славную, но в конечном счете бесполезную победу.

После Веласкеса европейские живописцы стали писать батальные картины по всем правилам военной науки, подробно изображая построения войск, мельчайшие детали военной формы, оружия и знамён. По картинам XVII–XVIII веков можно легко изучать историю военной одежды и вооружения, поскольку заказчики этих полотен разбирались в военном деле не хуже художников, от которых требовались высочайший профессионализм и внимание к мелочам.

Классическая батальная живопись

Одним из ярких авторов этого периода считается нидерландский художник ван дер Мейлен. На своих полотнах он увековечил победы французской армии при Людовике XIV. Именно ван дер Мейлен возвёл в канон подробнейшее изображение поля боя, с детальной перспективой, демонстрирующей тысячи сражающихся солдат.

 
Адам Франс ван дер Мейлен, «Французский король Людовик XIV на переправе через Рейн 12 июня 1672 года»
Картины XVII–XVIII веков показывают поле боя, как будто с высокого холма, а на переднем плане практически всегда будет изображён или король, ведущий свою армию, или другой знатный полководец. Военные картины этого времени не только изображали исторические события, но прежде всего прославляли королевскую власть.

Одной из вершин классической батальной живописи считаются работы Антуана-Жана Гро, барона Империи и одного из любимых художников Наполеона I. Все его картины исполнены в отличной технике, все они посвящены восхвалению военного гения императора французов. Но Гро первым стал обращать внимание на досадные мелочи, которыми пренебрегали живописцы «старой школы».

 
Антуан-Жан Гро, «Наполеон на поле битвы при Эйлау»
Если на прежних полотнах война всегда выглядела скорее парадом, то Гро — к примеру, в картине «Наполеон на поле битвы при Эйлау» — не стесняется изображать страдания солдат, мёртвые тела и множество раненых. Ведь пролитая кровь лишь оттеняет величие императора, который мчится среди смерти и разрушения, сопровождаемый блестящей свитой.

Новая школа

Девятнадцатый век в искусстве стал эпохой борьбы реализма против академизма. Сторонники первого изображали жизнь «как она есть», без украшательства, аллегорического стиля и обязательной назидательности. Началось проникновение реализма и в такой бастион академической живописи, как баталистика.

В числе новаторов оказался Франц Крюгер — один из самых модных военных художников 20-50-х годов XIX века.

Он отказался от крупного изображения заказчика на переднем плане и, сохраняя академическую чёткость письма, ввёл в батальный жанр бытовые сценки, которые создавали его картинам репутацию настоящей энциклопедии военной жизни столетия. Его знаменитый «Парад в Берлине», написанный по заказу Николая I, — не парадный портрет царствующей особы, а скорее зарисовки жизни берлинских горожан на фоне происходящего военного церемониала.

 
Франц Крюгер, «Парад на Опернплац в Берлине»
Ещё один немец, Петер фон Хесс, создал множество масштабных полотен, демонстрирующих сражения эпохи наполеоновских войн, в которых отличное знание военной униформы сочеталось с вниманием к пейзажам и повседневной стороне военной жизни. 

Для того чтобы выполнить заказ на серию картин, посвящённых войне 1812 года, Хесс специально посетил все места сражений, которые он должен был увековечить. Вот скрупулёзность, способная стать достойным примером для многих современных художников, в глаза не видевших ничего из того, что они берутся изображать.

 
Петер фон Хесс, «Бородинская битва»
С середины XIX века классическая батальная живопись начала постепенно уступать место реалистичной. Рассказ о них —тема другого материала.
Категория: Живопись | Просмотров: 1859 | Добавил: Admin | Теги: живопись


  • В.Ф.Папко - «Даже не снилось. 22 июня 1941»
  • Пойми, о нежная мечта... Художник Ильяс Айдаров
  • И это все обычной солью
  • Художник вписывает тени от обычных предметов в забавные иллюстрации
  • Hand Art – впечатляющие иллюстрации на руках
  • Героини сказок оживают в фантастических снимках русского фотографа
  • 25 поразительных фотографий, в которых нет ни капли фотошопа
  • Думаешь, просто танцующая пара?
  • Россия Ильи Глазунова. Жизнь и судьба великого художника
  • Долгая дорога домой
  • «Запорожцы» Ильи Репина: почему на картине один казак без рубашки
  • «Картина Репина «Приплыли»: о какой картине идёт речь, и кто действительно её автор
  • Лиза Фиттипальди – слепая художница
  • Волнующие скульптуры...
  • Самая "французская" картина Ильи Репина
Всего комментариев: 0
Добавить комментарий
Имя *:
Email:
Все смайлы
Подписка:1
Код *:
 Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников Александр Бер 2 на сервере Стихи.ру Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников  Каталог лучших сайтов конструктора uCoz Образовательный портал Классные-часы.Ру Проверка тИЦ и PR 
*Любые материалы по любому направлению в любом формате, присылаемые пользователями для размещения на сайте, не должны противоречить общепринятым научным фактам, этическим нормам, законодательству Республики Казахстан и Российской Федерации и нарушать авторские права. В случае обнаружения нарушений  файлы будут немедленно удалены с сайта. Администрация публикует материалы в том виде, в каком получает их от участников, поэтому надеемся на честность и порядочность наших пользователей.
  • Филолог
  • Filolog.org