• Вход/регистрация
  • Международные
  • Республиканские
  • Конкурсы
  • Методист
  • Акции
  • Главная
  • О нашем сайте
    • Полная информация
    • Список лицензий
    • Лицензии
  • Русский язык
    • Разработки уроков
    • Презентации
    • Сор Соч К/р
    • Тесты
    • Экзамены
    • Школьные олимпиады
    • Планирование
    • Методпособия
    • Внеклассная работа
    • Занимательное
    • Личное творчество
    • Прочее
  • Литература
    • Разработки уроков
    • Презентации
    • Сор Соч К/р
    • Тесты
    • Экзамены
    • Школьные олимпиады
    • Планирование
    • Методпособия
    • Внеклассная работа
    • Занимательное
    • Личное творчество
    • Прочее
  • Қазақ тілі
    • Сабақтарға арналған
    • Сабақтан тыс
  • ИА "Методист"
    • Материалы ИА
  • Нормативные
    • Документы
    • Методические пособия
  • Разное
    • Познавательное

Фонотека

АудиокнигиАудиодиктанты, изложения

Видеотека

Фильмы, мультфильмы Видеоуроки

Сайты для филологов

Персональные сайты Сайты-онлайнКонкурсы и олимпиады

Блог администратора

Мои любимые...
ПоэзияПроза
Живопись
Музыка Кинофотоискусство
История Это интересно
 
 
Документы
о регистрации
Фотография 1
Документы
о регистрации
Фотография 1
Свидетельства
об авторском праве
Фотография 1
Регистрационные
номера ISSN
Фотография 1
Регистрационные
номера ISBN
Фотография 1
ДОКУМЕНТЫ САЙТА
Фотография 1
    
В помощь учителю
Фотография 1
   
Для писем
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Отправить файл:

 
 

Приглашаем подписаться на извещения об обновлениях на сайте. Вы узнаете о новых публикациях, интересных материалах, видеоновинках, новостях сайта.

 
АКЦИИ
Казахстанско - Российское сообщество учителей
на постоянной основе
проводит Акции.

 
ОЛИМПИАДЫ
Международные
Фотография 1
Республиканские
Фотография 1
Конкурсы
Фотография 1
   
ППИ "Методист"
Фотография 1
   
Зима!
 
Фотография 1

Снеговик письмо шлет другу:
«Я тебе желаю вьюгу…
Чтоб метель весь год мела…
Льда, сугробов, снежных горок,
И морозов «минус сорок»…
И душевного тепла!»
 
  
Камилла Лэкберг
"Ледяная принцесса"

 
Фотография 1
 
Серченя Марина
Конкурс выразительного чтения

 
 
 
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ
 
 
  

Последние материалы
блог администратора

Основные правила этикета, не знать о которых стыдно!
/_bl/6/28713144.jpg
Это интересно/31.08.2021

Картина «Не ждали»: новое лицо оппозиции
/_bl/6/97338111.jpg
Живопись/09.08.2021

учебные публикации
Сборник заданий формативного оценивания по предмету « Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения)
/_ld/24/28739416.jpg
Планирование/30.08.2020

Особенности планирования уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения
/_ld/23/43634555.jpg
Методические пособия/17.04.2020

нормативные
Инструктивно-методическое письмо. 2020-2021 учебный год
/_ld/24/35639909.jpg
Методические пособия/29.08.2020

Об утверждении проекта «Құндылықтарға негізделген білім беру» на 2020-2025 годы
/_ld/24/60336792.jpg
Документы/26.08.2020

разное познавательное
ООО СП «Содружество»
/_ld/24/67227662.png
Полезное и познавательное/10.12.2021

Проведение экспертного семинара
/_ld/24/57311069.png
Полезное и познавательное/16.11.2021

фонотека
Творческий портрет. Алиса Фрейндлих
/_pu/9/34060073.jpg
Аудиокниги/02.10.2018

видеотека
Классный час на тему «Международный день распространения грамотности»
/_pu/11/53458442.jpg
Видеоуроки/26.08.2019

каталог сайтов
«Академия Педагогических Наук Казахстана» (АПН Казахстана)
/_dr/1/88968520.jpg
Персональные сайты/10.10.2018

Главная » 2019 » Январь » 31 » О чём русская народная сказка “Репка”
09:35
О чём русская народная сказка “Репка”

“Великое берёт начало с малого”
(Публий Сир)


Сказка очень короткая, и я приведу её текст здесь целиком:

Русская народная сказка «Репка»

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, — вытянули репку!
Сказка не сложная, но требует внимательности и я бы сказал тщательности в работе. На таких примерах лучше всего практиковаться в анализе.

Возможно, многие не знают, но на протяжении длительного времени основными русскими сельскохозяйственными культурами были именно репа и капуста. Между прочим, эти овощи значительно более полезны, чем широко употребляемый сегодня картофель, который был завезён в Россию по историческим меркам не так уж давно. Поэтому репка, которая в данной сказке, конечно же, олицетворяет собой некоторое большое дело, которое можно сделать только сообща, является символом не просто большой задачи, а символом именно русской по своей природе задачи. Ну, или если хотите, русскую национальную идею. У нас тут много разговоров ведётся о том, какая концепция у русского мира (русской цивилизации). Так вот же она – репка! Большие задачи по плечу только тем людям, которые способны объединиться ради общей цели, которая направлена на общее благо, а не на благо кого-то одного (или нескольких “избранных”). Задумать большое дело может и один знающий человек (дед), но вот вытянуть большую репку можно только вместе.

Это всё лежит на поверхности, и если бы этим всё исчерпывалось, то задавать это задание не было бы смысла.

Мы неоднократно говорили, что в анализе важны все этапы. Прежде всего, необходимо сформулировать совершённые действия (описать произошедшее событие) без оценок – только факты. В данном случае факты в виде описания действий героев сказки нам уже даны, и как это и положено в сказке, всё изложено максимально просто, конкретно и понятно.

Следующим шагом анализа является выявление требований к действиям участников. Правильно выявленные требования – это залог того, что удастся правильно раскрыть значения. А требования, как мы тоже неоднократно говорили, диктуются процессами, в которые вписана данная ситуация.

Очень важными представляются три процесса, которые связаны с данной ситуацией, и которые даны в ней в символах.

Во-первых, это передача опыта и знаний от старшего поколения к молодому. Обратите внимание, что репку посадил именно дед, как самый опытный и самый знающий жизнь из всех героев сказки. Постановка целей – это вообще один из признаков мужского начала в мире, неважно, ставит их реально мужчина или женщина. В обоих случаях это проявление мужского начала. Женщина в ряде ситуаций может проявлять собой мужское начало, и это совершенно нормально. Замечу, что роль матери по отношению к ребёнку – двойственная. Когда мать заботится о ребёнке, кормит его, одевает и обувает, она проявляет женское начало, но когда она предъявляет ребёнку требования и ставит ему задачи, она проявляет мужское начало. Подробнее об этом написано у Теуна Мареза в книгах “В поисках мужественности” и “Раскрытие тайны женского начала”, которые уже были упомянуты в нашем блоге несколько раз, в частности, в статьях про рекомендуемую литературу.
Молодое поколение не знает жизни, и поэтому не может заниматься постановкой больших задач. Это знание приходит с опытом, пока молодые люди включаются в работу вместе с более старшими и опытными товарищами. Поэтому именно такая система является правильной, а спекуляция на чувстве собственной важности и желании самоутверждения молодых людей, при помощи которой их провоцируют на дестабилизацию общества и государства является по своей сути преступной и не ведёт ни к чему, кроме развала и уничтожения общества и государства.

Во-вторых, необходимо обратить внимание, что в деле вытягивания репки участвуют Жучка (собака) и кошка. Более того, они находятся рядом: “… кошка за Жучку, Жучка за внучку…”

Каждый слышал выражение: “Они как кошка с собакой!” – под которым подразумевается совершенно непримиримое отношение друг к другу. Здесь же Жучка и кошка делают одно дело. Примерно тот же образ, если помните, был в мультфильме “Простоквашино”, когда все вместе вытягивали из сугроба автомобиль, за рулём которого сидел дядя Фёдор. Тогда этот автомобиль толкали и “ездовые академики”, и “ездовые собаки”, и “ездовые коты” – и папа дяди Фёдора, и Шарик, и Матроскин.

То есть в данном случае идёт указание на то, что большое общее дело может быть сделано только тогда, когда для его выполнения объединяются все участники общества (государства), преодолевая свои личные амбиции, неприязни друг к другу, мелочные склоки и противостояния. Если помните, то также объединял Русь Дмитрий Донской, убеждая различных князей, что общее дело им выгоднее, чем когда каждый сам по себе. И точно также успех дела большевиков состоял в том, что им удалось объединить под своим руководством самые разные силы, включая и многих лидеров белогвардейского движения, которые поняли необходимость объединения, и которых не стали при этом преследовать за их прошлые дела. Один из ярчайших примеров здесь – генерал Слащёв. Точно также так называемые “чеченские войны” в недавнем прошлом были преодолены, когда Ахмат Кадыров занял сторону федеральной власти. Пока люди ведут себя друг с другом “как кошка с собакой”, никакого большого дела они сделать не способны. Ещё хороший литературный пример на данную тему – известнейшая басня Ивана Андреевича Крылова “Лебедь, рак и щука”. Помните? – “Кто виноват из них, кто прав, судить не нам; да только воз и ныне там…” А если лебедь, рак и щука воз не везут никуда, то он станет добычей того, кто знает, как им распорядиться по своему желанию.

Ну, и наконец, в-третьих, следует заметить, что рядом с кошкой свои усилия прилагает и мышка. У мышки сразу несколько разных символьных значений в народном фольклоре. Иногда мышка представляет собой случай: “Мышка пробежала, хвостиком махнула”, – а мы знаем, что случай – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим собственным именем.

Но в данном случае важнее два других символа, связанных с мышкой.

Один заключается в том, что мышка очень маленькая и слабая, но именно эта помощь оказалась, в конечном счете, необходимой для успеха всего дела. То есть каков бы мал ни был вклад того или иного человека в общее дело, он может оказаться решающим, и именно из “мелочей” складывается общий успех. Другими словами, мелочей не бывает. Вклад каждого человека важен настолько, насколько он даже подумать порой не может. Ему кажется, что он маленький человек, и от него ничего не зависит. Эти мысли старательно поддерживаются различными СМИ, про которые мы уже много раз говорили, и которые создают у человека ложную систему координат, где с одной стороны внушают мысль о равнодушии и игнорировании (от тебя всё равно ничего не зависит), а с другой стороны внушают мысль о необходимости бунта (кто, если не ты, свергнет этот “кровавый режим”, как призывает тот же Навальный). Правильным же ориентиром вместо двух указанных ложных ориентиров является конструктивное участие в общем деле. Не ломать, а именно создавать, и создавать всем вместе.

Другой заключается в том, что мышка опять же, является животным, которое всегда преследуется кошкой: “Страшнее кошки зверя нет!” То есть если отношения собаки и кошки это символ противоречия и раздора, то отношения кошки и мышки это символ угнетения и даже уничтожения. И, тем не менее, мышка тоже включается в общее дело вместе с кошкой. Для мышки – это преодоление страха и преодоление обид на кошку.

Обратите также внимание, что кошку позвала Жучка, а мышку позвала кошка. То есть ради объединения для достижения общей цели кто-то должен сделать первый шаг, и первый шаг делает тот, кто “более сильный” (собака обычно задирается к кошке первая, а кошка тем более охотится на мышку). В этом моменте недвусмысленно указывается на то, что именно преодоление собственных амбиций разными участниками общества является ключом к объединению, и этот первый шаг должен сделать тот, кто сильнее. Можно сказать и иначе – первый шаг всегда делает тот, кто сильнее, и именно способность сделать первый шаг навстречу для достижения общей выгоды и есть признак силы. А задираться к более слабому физически – это не доказательство силы, это просто тупое самоутверждение в самом худшем смысле этого слова.
Категория: Это интересно | Просмотров: 1081 | Добавил: Admin | Теги: это интересно


  • Перестаньте писать «Вы» с большой буквы
  • Ретро-двойники знаменитостей
  • Попробуйте прочитать
  • Про нестандартное мышление
  • Чтение — средство от нищеты, смерти и других горестей
  • 10 невероятных сценариев «Что было бы, если…»
  • Правила хорошего тона, которые сегодня вызывают недоумение
  • 20 занимательных фактов о русском языке
  • Что на самом деле означает слово «дура»
  • Сколько длится отпуск в разных странах мира
  • Самый главный вопрос
  • Найти семнадцать слов на букву "В" на рисунке под силу не каждому
  • Знаменитые гении со странными привычками
  • Как здороваются в разных странах мира?
  • Какие вещи иностранцы называют русскими
Всего комментариев: 0
Добавить комментарий
Имя *:
Email:
Все смайлы
Подписка:1
Код *:
 Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников Александр Бер 2 на сервере Стихи.ру Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников  Каталог лучших сайтов конструктора uCoz Образовательный портал Классные-часы.Ру Проверка тИЦ и PR 
*Любые материалы по любому направлению в любом формате, присылаемые пользователями для размещения на сайте, не должны противоречить общепринятым научным фактам, этическим нормам, законодательству Республики Казахстан и Российской Федерации и нарушать авторские права. В случае обнаружения нарушений  файлы будут немедленно удалены с сайта. Администрация публикует материалы в том виде, в каком получает их от участников, поэтому надеемся на честность и порядочность наших пользователей.
  • Филолог
  • Filolog.org