• Вход/регистрация
  • Международные
  • Республиканские
  • Конкурсы
  • Методист
  • Акции
  • Главная
  • О нашем сайте
    • Полная информация
    • Список лицензий
    • Лицензии
  • Русский язык
    • Разработки уроков
    • Презентации
    • Сор Соч К/р
    • Тесты
    • Экзамены
    • Школьные олимпиады
    • Планирование
    • Методпособия
    • Внеклассная работа
    • Занимательное
    • Личное творчество
    • Прочее
  • Литература
    • Разработки уроков
    • Презентации
    • Сор Соч К/р
    • Тесты
    • Экзамены
    • Школьные олимпиады
    • Планирование
    • Методпособия
    • Внеклассная работа
    • Занимательное
    • Личное творчество
    • Прочее
  • Қазақ тілі
    • Сабақтарға арналған
    • Сабақтан тыс
  • ИА "Методист"
    • Материалы ИА
  • Нормативные
    • Документы
    • Методические пособия
  • Разное
    • Познавательное

Фонотека

АудиокнигиАудиодиктанты, изложения

Видеотека

Фильмы, мультфильмы Видеоуроки

Сайты для филологов

Персональные сайты Сайты-онлайнКонкурсы и олимпиады

Блог администратора

Мои любимые...
ПоэзияПроза
Живопись
Музыка Кинофотоискусство
История Это интересно
 
 
Документы
о регистрации
Фотография 1
Документы
о регистрации
Фотография 1
Свидетельства
об авторском праве
Фотография 1
Регистрационные
номера ISSN
Фотография 1
Регистрационные
номера ISBN
Фотография 1
ДОКУМЕНТЫ САЙТА
Фотография 1
    
В помощь учителю
Фотография 1
   
Для писем
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Отправить файл:

 
 

Приглашаем подписаться на извещения об обновлениях на сайте. Вы узнаете о новых публикациях, интересных материалах, видеоновинках, новостях сайта.

 
АКЦИИ
Казахстанско - Российское сообщество учителей
на постоянной основе
проводит Акции.

 
ОЛИМПИАДЫ
Международные
Фотография 1
Республиканские
Фотография 1
Конкурсы
Фотография 1
   
ППИ "Методист"
Фотография 1
   
Зима!
 
Фотография 1

Снеговик письмо шлет другу:
«Я тебе желаю вьюгу…
Чтоб метель весь год мела…
Льда, сугробов, снежных горок,
И морозов «минус сорок»…
И душевного тепла!»
 
  
Камилла Лэкберг
"Ледяная принцесса"

 
Фотография 1
 
Серченя Марина
Конкурс выразительного чтения

 
 
 
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ
 
 
  

Последние материалы
блог администратора

Основные правила этикета, не знать о которых стыдно!
/_bl/6/28713144.jpg
Это интересно/31.08.2021

Картина «Не ждали»: новое лицо оппозиции
/_bl/6/97338111.jpg
Живопись/09.08.2021

учебные публикации
Сборник заданий формативного оценивания по предмету « Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения)
/_ld/24/28739416.jpg
Планирование/30.08.2020

Особенности планирования уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения
/_ld/23/43634555.jpg
Методические пособия/17.04.2020

нормативные
Инструктивно-методическое письмо. 2020-2021 учебный год
/_ld/24/35639909.jpg
Методические пособия/29.08.2020

Об утверждении проекта «Құндылықтарға негізделген білім беру» на 2020-2025 годы
/_ld/24/60336792.jpg
Документы/26.08.2020

разное познавательное
ООО СП «Содружество»
/_ld/24/67227662.png
Полезное и познавательное/10.12.2021

Проведение экспертного семинара
/_ld/24/57311069.png
Полезное и познавательное/16.11.2021

фонотека
Творческий портрет. Алиса Фрейндлих
/_pu/9/34060073.jpg
Аудиокниги/02.10.2018

видеотека
Классный час на тему «Международный день распространения грамотности»
/_pu/11/53458442.jpg
Видеоуроки/26.08.2019

каталог сайтов
«Академия Педагогических Наук Казахстана» (АПН Казахстана)
/_dr/1/88968520.jpg
Персональные сайты/10.10.2018

Главная » 2020 » Январь » 10 » Статуи «ходили сами». Кто и как изучал истуканов острова Пасхи?
13:01
Статуи «ходили сами». Кто и как изучал истуканов острова Пасхи?

Статуи, высеченные из местных вулканических пород, на гавайском языке называются «моаи». Исследователи давно выяснили, что их изготовили в период между 1250 и 1500 годами. А вот с какой целью — понятно не было. Версии выдвигались разные. Интриги добавляло то, что жители острова Пасхи верили (многие и сегодня верят), что статуи «сами ходили».

Стражники плодородия

И вот международная группа археологов из Новой Зеландии, США и Чили озвучила очередную гипотезу. Исследователи изучили две статуи, находящиеся в каменоломнях потухшего вулкана Рано-Рараку в центральной части острова Пасхи. Из туфа именно этого вулкана было высечено подавляющее большинство (около 95%) истуканов, которых сейчас насчитывается 887 штук.

Проанализировав грунт в окрестностях Рано-Рараку, учёные пришли к выводу, что это самая плодородная почва на острове. «Когда мы получили результаты химического анализа, я была крайне удивлена, — рассказывает Сара Шервуд, археолог из США. — В почве был очень высокий уровень веществ, о которых мы сначала даже не думали. Например, кальция и фосфора — тех веществ, которые крайне важны для роста растений и хорошего урожая».

Это позволило ученым предположить, что у подножия вулкана не только добывали материал для статуй, но и использовали эти земли для возделывания сельхозкультур. Там были обнаружены следы выращивания бананов, батата, бумажной шелковицы и колоказии (травянистое растение).

 
Каменные статуи в карьере около вулкана Рано-Рараку на острове Пасхи
«Повсюду на острове почва быстро истощалась, разрушалась и теряла элементы, важные для растений, — продолжает Сара Шервуд. — Но в каменоломне сложилась идеальная замкнутая система с водой, природными удобрениями и питательными веществами».

Если раньше считалось, что район вулкана Рано-Рараку был исключительно промышленным местом для создания и хранения статуй (их там всё ещё остаётся около 400 штук), то теперь исследователи предполагают, что он ещё являлся сельскохозяйственным центром. Здесь выращивали растения, а богатую микроэлементами почву перевозили как ценный ресурс в другие части острова для обогащения местных угодий.

Что до каменных истуканов, то им, по мнению учёных, отводилась роль стражников этих плодородных земель. Аборигены специально оставили их в каменоломне, чтобы моаи защищали природу карьера, способствуя сельхозпроизводству и высоким урожаям.

Сила предков

Научные экспедиции на остров Пасхи начались в первой четверти XX века (до этого удалённым клочком суши в Тихом океане и его населением интересовались разве что с целью работорговли). В 1914-1915 годах на острове работали английские исследователи, изучавшие погребальные площадки и каменных истуканов. Через 20 лет туда наведалась франко-бельгийская экспедиция.

Европейцы долго не могли понять, кто изготовил многочисленных истуканов, каким инструментом пользовался и как переместил их из центра острова к побережью. Было очевидно, что для этого требуются большие усилия и значительное количество времени. А главное, не было ясно, с какой целью воздвигались статуи.
Местные жители — рапануйцы — рассказывали учёным легенды о предках, обладавших магической силой, которая теперь заключена в статуях моаи. Именно от этих сверхъестественных сил, по их представлениям, зависят урожаи, погода и благополучие местного населения в целом.

Послушав предания, исследователи предположили, что истуканов воздвигли переселенцы из Полинезии, приплывшие на остров Пасхи в XI веке. Статуи могли быть символами их кланов или олицетворять умерших предков.

Но ответить на вопрос, каким способом моаи доставлялись к побережью, учёные не могли. Туземцы уверяли, что изваяния «ходили сами». Так опять же гласили легенды. Конечно, можно было заподозрить, что статуи в горизонтальном положении перекатывали на брёвнах, да только пригодных для этого деревьев европейцы на острове не нашли. Он представлял собой безлесную местность.

Катастрофа своими руками

В 1950-х годах на остров Пасхи прибыл знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал. Вместе с командой археологов он провёл там несколько месяцев и поставил эксперименты по высеканию и перетаскиванию знаменитых статуй. Всё это делалось усилиями местных жителей и без применения современных инструментов. К слову, туземцы признались, что их с раннего детства обучили технологии изготовления моаи, но практиковаться им не пришлось: на протяжении нескольких последних поколений никто на острове не устанавливал статуй.

Позже Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» описал технологию, раскрыв тайну создания, перемещения и установки загадочных изваяний. Как выяснилось, этим ремеслом владело одно из двух обитавших на острове племён — учёные называют их «длинноухими», поскольку они удлиняли мочки ушей тяжёлыми украшениями. На протяжении веков эти аборигены сохраняли секрет изготовления статуй втайне от второго племени, которое составляло большинство населения острова — «короткоухих». Неудивительно, что «короткоухие» наделили истуканов сверхъестественными силами и окружили многочисленными суевериями, о которых и рассказывали европейцам. Например, «самохождение» моаи, скорее всего, объяснялось тем, что на каком-то этапе транспортировки статуи кантовали, перемещая их с помощью канатов в вертикальном положении.

По просьбе Хейердала группа из немногих оставшихся на острове «длинноухих» (племя вымирает) воспроизвела все этапы изготовления моаи. Вытесав изваяния каменными молотками (они разрушаются вместе с породой и постоянно заменяются на новые), аборигены перемещали их волоком и с помощью брёвен, а затем ставили вертикально, используя хитроумные приспособления из камней и тех же брёвен, выступающих в роли рычагов.

«Итак, мы увидели, что с водой и каменными рубилами можно высечь статуи прямо в горной толще — было бы только время; убедились, что при помощи канатов или на салазках можно перенести каменных великанов — было бы вдоволь прилежных рук и крепких ног, — писал Тур Хейердал в своей книге. — У них не было войн и было сколько угодно времени, чтобы сооружать свои вавилонские башни на фундаменте древней традиции. Сотни лет не знали они никаких врагов на самом уединенном острове в мире, где соседями их были только рыбы и киты».
Но откуда же на бедном флорой клочке земли взялись брёвна? Как выяснилось, до упадка местной цивилизации на острове росли густые леса и недостатка в древесине не было. Но леса постепенно вырубались, а освобождённые земли засеивались сельхозкультурами. Древесину пускали на топливо, строительство домов и лодок, а также на перемещение гигантских статуй. В итоге леса были полностью уничтожены, и туземцы переселились в пещеры, забросив свои деревни и огороды и в конце концов деградировав.

Так рапануйцы своими руками убили местную экосистему, сотворив одну из самых наглядных в истории антропогенных катастроф. А молчаливые истуканы на побережье остались стоять, словно в назидание потомкам и всему человечеству.
Источник
Категория: Это интересно | Просмотров: 840 | Добавил: Admin | Теги: это интересно


  • Перестаньте писать «Вы» с большой буквы
  • Ретро-двойники знаменитостей
  • Попробуйте прочитать
  • Про нестандартное мышление
  • Чтение — средство от нищеты, смерти и других горестей
  • 10 невероятных сценариев «Что было бы, если…»
  • Правила хорошего тона, которые сегодня вызывают недоумение
  • 20 занимательных фактов о русском языке
  • Что на самом деле означает слово «дура»
  • Сколько длится отпуск в разных странах мира
  • Самый главный вопрос
  • Найти семнадцать слов на букву "В" на рисунке под силу не каждому
  • Знаменитые гении со странными привычками
  • Как здороваются в разных странах мира?
  • Какие вещи иностранцы называют русскими
Всего комментариев: 0
Добавить комментарий
Имя *:
Email:
Все смайлы
Подписка:1
Код *:
 Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников Александр Бер 2 на сервере Стихи.ру Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников  Каталог лучших сайтов конструктора uCoz Образовательный портал Классные-часы.Ру Проверка тИЦ и PR 
*Любые материалы по любому направлению в любом формате, присылаемые пользователями для размещения на сайте, не должны противоречить общепринятым научным фактам, этическим нормам, законодательству Республики Казахстан и Российской Федерации и нарушать авторские права. В случае обнаружения нарушений  файлы будут немедленно удалены с сайта. Администрация публикует материалы в том виде, в каком получает их от участников, поэтому надеемся на честность и порядочность наших пользователей.
  • Филолог
  • Filolog.org