• Вход/регистрация
  • Международные
  • Республиканские
  • Конкурсы
  • Методист
  • Акции
  • Главная
  • О нашем сайте
    • Полная информация
    • Список лицензий
    • Лицензии
  • Русский язык
    • Разработки уроков
    • Презентации
    • Сор Соч К/р
    • Тесты
    • Экзамены
    • Школьные олимпиады
    • Планирование
    • Методпособия
    • Внеклассная работа
    • Занимательное
    • Личное творчество
    • Прочее
  • Литература
    • Разработки уроков
    • Презентации
    • Сор Соч К/р
    • Тесты
    • Экзамены
    • Школьные олимпиады
    • Планирование
    • Методпособия
    • Внеклассная работа
    • Занимательное
    • Личное творчество
    • Прочее
  • Қазақ тілі
    • Сабақтарға арналған
    • Сабақтан тыс
  • ИА "Методист"
    • Материалы ИА
  • Нормативные
    • Документы
    • Методические пособия
  • Разное
    • Познавательное

Фонотека

АудиокнигиАудиодиктанты, изложения

Видеотека

Фильмы, мультфильмы Видеоуроки

Сайты для филологов

Персональные сайты Сайты-онлайнКонкурсы и олимпиады

Блог администратора

Мои любимые...
ПоэзияПроза
Живопись
Музыка Кинофотоискусство
История Это интересно
 
 
Документы
о регистрации
Фотография 1
Документы
о регистрации
Фотография 1
Свидетельства
об авторском праве
Фотография 1
Регистрационные
номера ISSN
Фотография 1
Регистрационные
номера ISBN
Фотография 1
ДОКУМЕНТЫ САЙТА
Фотография 1
    
В помощь учителю
Фотография 1
   
Для писем
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Отправить файл:

 
 

Приглашаем подписаться на извещения об обновлениях на сайте. Вы узнаете о новых публикациях, интересных материалах, видеоновинках, новостях сайта.

 
АКЦИИ
Казахстанско - Российское сообщество учителей
на постоянной основе
проводит Акции.

 
ОЛИМПИАДЫ
Международные
Фотография 1
Республиканские
Фотография 1
Конкурсы
Фотография 1
   
ППИ "Методист"
Фотография 1
   
Зима!
 
Фотография 1

Снеговик письмо шлет другу:
«Я тебе желаю вьюгу…
Чтоб метель весь год мела…
Льда, сугробов, снежных горок,
И морозов «минус сорок»…
И душевного тепла!»
 
  
Камилла Лэкберг
"Ледяная принцесса"

 
Фотография 1
 
Серченя Марина
Конкурс выразительного чтения

 
 
 
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ
 
 
  

Последние материалы
блог администратора

Основные правила этикета, не знать о которых стыдно!
/_bl/6/28713144.jpg
Это интересно/31.08.2021

Картина «Не ждали»: новое лицо оппозиции
/_bl/6/97338111.jpg
Живопись/09.08.2021

учебные публикации
Сборник заданий формативного оценивания по предмету « Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения)
/_ld/24/28739416.jpg
Планирование/30.08.2020

Особенности планирования уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения
/_ld/23/43634555.jpg
Методические пособия/17.04.2020

нормативные
Инструктивно-методическое письмо. 2020-2021 учебный год
/_ld/24/35639909.jpg
Методические пособия/29.08.2020

Об утверждении проекта «Құндылықтарға негізделген білім беру» на 2020-2025 годы
/_ld/24/60336792.jpg
Документы/26.08.2020

разное познавательное
ООО СП «Содружество»
/_ld/24/67227662.png
Полезное и познавательное/10.12.2021

Проведение экспертного семинара
/_ld/24/57311069.png
Полезное и познавательное/16.11.2021

фонотека
Творческий портрет. Алиса Фрейндлих
/_pu/9/34060073.jpg
Аудиокниги/02.10.2018

видеотека
Классный час на тему «Международный день распространения грамотности»
/_pu/11/53458442.jpg
Видеоуроки/26.08.2019

каталог сайтов
«Академия Педагогических Наук Казахстана» (АПН Казахстана)
/_dr/1/88968520.jpg
Персональные сайты/10.10.2018

Главная » 2020 » Март » 09 » Ведьма из Магриба против воинов ислама
09:35
Ведьма из Магриба против воинов ислама
С детства каждому из нас известен сюжет арабской сказки об Алладине и волшебной лампе — самозваный дядя героя оказался опасным колдуном из далёкой и полной чудес страны под названием Магриб. Жители средневековых Дамаска, Багдада и Каира не нуждались в уверениях, что в их краях полным-полно волшебников, ведь в более ранние времена воинам «повелителя правоверных» пришлось сражаться с могучей царицей Ифрикии Дихьёй аль-Кахиной.
 
В одной из битв она применила магию и двинула в сторону арабов стену огня — по крайней мере так записали предания арабские историки в XIV веке. Попробуем разобраться, что же стояло за легендой о Кахине, и насколько она соответствовала реальной истории завоевания арабами Северной Африки.

Исторические источники

Первые упоминания о противостоянии арабских полководцев и царицы Магриба можно найти у египетского историка Абд ар-Рахмана ибн Абдаллаха (802–872 гг.) в его труде «Завоевание Египта, аль-Магриба и аль-Андалуса». Более подробное изложение легендарной истории мы находим у Ибн Хальдуна (1332–1406 гг.) в сочинении «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть» и Ибн Идари (конец XIII – начало XIV века) в «Удивительном сообщение с [краткими] известиями о царях аль-Андалуса и Магриба».

Все эти историки считаются надёжными, так как добросовестно записывали прочитанное или рассказанное им. Впрочем, это не отменяет легендарный, то есть не опирающийся на сведения очевидцев или документы характер истории о царице Ифрикии (так арабы назвали Северную Африку). О Кахине писали и другие арабские авторы, но более отрывочно.

 
Памятник арабскому историку ибн Хальдуну в алжирском городе Беджая
Сложность исторического анализа легенды заключается ещё и в том, что арабские учёные не всегда привязывали свой рассказ к конкретным датам, а там, где даты есть, они могут отличаться друг от друга на пять-восемь лет. Кроме того, последовательность событий может быть разной, поэтому учёные до сих пор спорят о правоте того или иного средневекового автора.

Легенда о царице Африки

Во времена, когда жители африканских земель западнее Египта ещё не приняли ислам, в горах Орес (на северо-востоке Алжира и северо-западе Туниса) существовало царство народа берберов, где жили христиане, иудеи и язычники. Правил ими жестокий человек, который привык забирать себе всё, что понравится. Разъезжая по стране, он увидел и возжелал девушку удивительной красоты — «высокую, с огромными глазами и буйными чёрными волосами».

Девушку звали Дихья, её племя исповедовало иудаизм и вело свой род от иудеев Сирии. Дихья не хотела становиться женой царя, но подчинилась. В первую брачную ночь она убила своего супруга и стала ожидать неминуемой расплаты, но вместо наказания получила власть над Оресом. Все были настолько рады избавлению от тирана, что возрадовались юной царице. Дихья правила мудро и справедливо, а её пророческий и магический дар помогал ей в этом — «всё, что она предсказала, не медлит случиться».

 
Примерно таким, если верить легенде, было знакомство Дихьи с властителем Ореса. Художник — Отто Пильни
Так продолжалось до тех пор, пока арабский халиф Абдул-Малик из Дамаска не послал своего полководца Хасана ибн аль-Нумана и мусульманское войско в Ифрикию. Ибн Идари писал: «Когда он пришёл в Ифрикию, он спросил местных жителей: «Кто здесь самый сильный правитель?» Они ответили: «Тот, кто владеет Карфагеном, правит Ифрикией». Арабы разгромили владевших Карфагеном византийцев и захватили город.

Затем Хасан вернулся в главный мусульманский город Ифрикии — Кайруан. Ибн Идари писал:
«Он отдыхал несколько дней, а потом спросил: «Кто самый сильный из оставшихся правителей Ифрикии?» Он хотел разбить его или заставить подчиниться. Ему рассказали о женщине в горах Орес, названной Кахина, что значит колдунья. «Все византийцы Ифрикии боятся её, а все берберы ей подчиняются. Если убьёшь её, весь Магриб будет твоим…»
Дихья волшебным образом узнала о планах арабского полководца и со всей своей армией поспешила навстречу. Она первой заняла и разрушила пограничную крепость Багайя, затем две армии встретились на берегу реки Нини. Царица использовала магию, и стена огня двинулась на мусульманское войско. Ибн Хальдун писал:
«После отчаянной битвы мусульмане были разбиты. Многие из них были убиты, несколько товарищей Хасана попали в плен. Кахина хорошо обошлась с пленниками и всех их передала Хасану, кроме Халеда ибн-Йезида из племени Кайс, отличавшегося благородством и мужеством, которого она сделала своим приёмным сыном».
Мечеть Укбы в тунисском городе Кайруан. Заложена в 670 году
После поражения арабы покинули Магриб, а Дихья стала царицей всей Ифрикии. Прошло пять лет, и подданным берберской царицы показалось, что опасность новой войны миновала навсегда — они стали интриговать и ссориться.

Но больше всего людей возмутило то, что Кахина приказала разорить своё царство, чтобы арабам больше не захотелось туда вернуться: «Она разослала всюду своих сторонников с приказом разрушать города и замки, рубить деревья и отбирать имущество жителей» (Абд ар-Рахман ибн Абдаллах).

Хасан узнал об этом от Халеба ибн-Йезида, который смог передать тайную записку. Халиф Абдул-Малик послал Хасану на помощь воинов, и мусульмане высадились в Ифрикии. Местные жители встретили их с радостью, лишь немногие остались верны царице. Арабское воинство стремительно продвигалось к сердцу владений берберов в горах Орес.

Накануне решающего сражения Дихья сказала, что погибнет в этой битве. Она попросила Халеда, чтобы он провёл её двоих взрослых сыновей к арабам и поручил их Хасану, что и было сделано. Весь следующий день гремела жестокая битва. Стало казаться, что арабы будут разбиты отважными берберами, но в этот момент магрибская пророчица погибла.

Отчаявшиеся берберы сдались на милость победителей. Хасан потребовал, чтобы берберы подчинились власти халифа и помогли завоевать Испанию. Так и было сделано. Сыновья Кахины приняли ислам и вместе с арабами отправились завоёвывать аль-Андалус. На этом повествование арабских историков заканчивается.

 
Воины берберских племён: 1 — пехотинец; 2 — легковооружённый всадник; 3 — тяжеловооружённый всадник
Кавалерия халифата Омейядов: 1 — губернатор; 2 — тяжеловооружённый всадник; 3 — легковооружённый всадник
Пехота халифата Омейядов: 1 — женщина-часовой; 2 — мечник; 3 — лучник
Дахья, Дамья, Дихья

Проблема исторического анализа личности Кахины начинается с её имени. Не сомневаясь в реальном существовании такой женщины, исследователи называют её по-разному. Сторонники еврейского происхождения или иудейского вероисповедания героини пишут имя как Дахья, прозвище Кахина считают искажённым «кохен» или «коэн» (коэны — сословием потомственных священнослужителей в традиционном иудаизме).

Достоверно известно о том, что некоторые берберские племена ассимилировали пришлое еврейское население. Ещё в IV веке до н.э. Александр Македонский дал землю в Киренаике сорока тысячам еврейских военных колонистов. В 115 году н.э. их потомки подняли мятеж против римской власти. Восстание было подавлено, и некоторые его участники скрылись от преследований среди кочевых берберских племён. Вопрос взаимоотношений этих беглецов и берберов изучен слабо. Ибн Хальдун сообщает:
«По-видимому, часть берберов следовала обычаям иудаизма, религии, воспринятой ими от сильных израильских соседей, живших в Сирии. Среди иудеев-берберов были члены племени Джерава, обитавшего в районе горы Аурас. Вот другие иудейские племена: Нафуса из африканских берберов, а также Фенделава, Медиона, Белула, Гиата и Фазаз из берберов дальнего (западного) Магриба».
Другие учёные пишут о христианке римско-берберского происхождения Дамье, прозванной арабами ведьмой. Ей приписывают родство с ранее упомянутым вождём Кусайлой (Косейла, Касила), которого в одном из исторических источников называют римским именем Сесилий. Наконец, последняя версия правильного прочтения имени строится на идее о сугубо берберском происхождении — в переводе с берберского Дихья означает «красавица».

Так или иначе, в этом вопросе мало достоверных фактов, и сделать окончательные выводы пока нет возможности, зато легендарность истории о вынужденном замужестве и убийстве супруга споров не вызывает.

 
Дихья аль-Кахина — лидер цивилизации берберов из популярной компьютерной игры
Кахина против арабов

Большинство источников называют центром владений Кахины горы Орес — это означает, что она была родом из берберского племени джерава.

В 670 году один из её двоих сыновей возглавлял отряд, сражавшийся с арабами. Сохранить власть или влияние при взрослом сыне у берберов могла только особенная женщина. Впрочем, византийский историк Прокопий Кесарийский указывал, что прорицательницами у берберов были только женщины — таким образом, Дихья, вероятно, играла роль религиозного лидера берберского царства Орес и обладала реальной властью.

На историческую арену Дихья аль-Кахина выходит в 697 году. После того, как Хасан ибн аль-Нуман отбивает атаку византийцев с моря, его войско ослаблено, и под знамёна берберской владычицы становятся все, кто готов сражаться с мусульманами до последнего. Известно о решающем сражении в 698 году, но определить его место не удалось. Арабский историк Аль-Балазури писал, что берберы пошли на хитрость: они подожгли траву, а ветер нёс огонь и дым на мусульман. Ибн Идари так описал сражение:
«С рассветом началась тяжёлая битва, о подобной никто не слышал. Обе армии держались крепко, пока Хасан и мусульмане не были разбиты. Кахина убила множество арабов и гнала их до противоположной стороны Габеса».
Так или иначе, воины Кахины разгромили Хасана, итогом кампании стало бегство арабов в Триполитанию (Барку).

Время управления Кахиной всей Ифрикией указывается единогласно — пять лет (подтвердить или опровергнуть эти сообщения не удаётся). Возможно, после победы над арабами был создан некий союз из берберов и византийцев, или, пользуясь военным преимуществом, Орес заставил весь регион подчиниться. Не исключено и то, что с уходом арабов снова началась война всех против всех.

Между 702 и 706 годами новое арабское войско под командованием того же Хасана ибн аль-Нумана вторгается из Барки в Мавританию. Арабы захватывают и разрушают Карфаген, относительно дальнейших событий имеется две версии.

Первая говорит, что Кахина опиралась на кочевые племена, а города и обрабатываемые поля считала бесполезной приманкой для арабов — именно поэтому берберы стали разрушать древнюю систему орошения. Это лишило воинов из Ореса поддержки оседлого романизированного населения, и они призвали арабов. Согласно второй версии, мусульманские воины и обращённые в ислам берберы использовали тактику выжженной земли, заставив Кахину отступить в горы Ореса.

Следующим историческим фактом является полное поражение берберов и гибель Кахины — здесь мы также имеем мало подробностей. По словам Ибн Хальдуна, «арабские войска начали жестокую битву против войск Кахины, и резня была такой страшной, что все арабы ожидали скорой смерти. Но Бог пришёл на помощь мусульманам, и берберы потерпели поражение, понеся огромные потери. Кахина сама принимала участие в атаке и была убита в битве». Достоверно известно лишь о полной победе войск халифата и уничтожении племенных царств — страна берберов перешла под власть арабов.

 
Карта берберских царств и владений Кахины
Цивилизация «свободных людей»

Византийцы больше не предпринимали масштабных попыток вернуть утерянное. Их флот совершал набеги на побережье, но это лишь раззадорило арабов. Следующий после Хасана наместник Ифрикии и Магриба Муса ибн Нусайр построил собственный флот, и теперь уже арабские корабли грабили Сицилию, Корсику и Сардинию.

После окончательной победы и установления своей власти над всем регионом арабы казнили около 100 000 человек, ещё 300 000 продали в рабство. Примерно полвека спустя большинство жителей Мавритании платило подать с иноверцев (джизью).

Арабские историки XIV века пытались сгладить острые углы берберско-арабских войн. В их трудах повествование быстро переходит к завоеванию Пиренейского полуострова объединённым мусульманским войском из арабов и магрибинцев под командованием бербера Тарика ибн Зияда.

Ни одному из завоевателей, включая арабов, не удалось уничтожить древнюю и самобытную культуру народа, называющего себя «свободными людьми». Финикийская, греко-римская, арабская, а затем и европейская культуры оказывали заметное влияние на образ жизни берберов. Гибель Кахины и её сподвижников привела к краху древней цивилизации, но берберам удалось сохранить свои социальные, духовные и бытовые традиции.

Начиная с прошлого века, на легендарную «царицу Африки» наблюдается стабильный спрос — она потребовалась националистам в Алжире и Тунисе для борьбы с французскими колонизаторами, её история востребована в современном Израиле. Даже феминистки не прочь использовать старый миф для обоснования своих идей. Впрочем, жизнь реальной женщины, стоявшей за легендой, видимо, была не менее яркой и насыщенной.

Максим Ферапонтов
Категория: История | Просмотров: 1017 | Добавил: Admin | Теги: история


  • 20 ЛУЧШИХ ШУТОК СТАЛИНА
  • Плач святого Варфоломея
  • Судьба Василия Сталина
  • Тайна 22 июня: второй эшелон заговора Тухачевского?
  • За что аборигены съели Кука?
  • Миф о „рыцарях свободы”
  • Саманта Смит - девочка, изменившая ход истории
  • Парадные портреты эрмитажных котов
  • Гробница Тутанхамона: 20 ретро фотографий одного из величайших открытий века
  • О чем поется в песне «Мурка»
  • Медовый Спас: Традиции и обычаи праздника
  • Деды отдыхали: праздники, исчезнувшие и забытые
  • Фотография с парада танкистов 70 лет таила неожиданный сюжет
  • Пить или не пить. О напитках в шекспировской Англии (часть 1)
  • Пить или не пить. О напитках в шекспировской Англии (часть 2)
Всего комментариев: 0
Добавить комментарий
Имя *:
Email:
Все смайлы
Подписка:1
Код *:
 Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников Александр Бер 2 на сервере Стихи.ру Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников  Каталог лучших сайтов конструктора uCoz Образовательный портал Классные-часы.Ру Проверка тИЦ и PR 
*Любые материалы по любому направлению в любом формате, присылаемые пользователями для размещения на сайте, не должны противоречить общепринятым научным фактам, этическим нормам, законодательству Республики Казахстан и Российской Федерации и нарушать авторские права. В случае обнаружения нарушений  файлы будут немедленно удалены с сайта. Администрация публикует материалы в том виде, в каком получает их от участников, поэтому надеемся на честность и порядочность наших пользователей.
  • Филолог
  • Filolog.org